Картер Бенни (Bennet Lester ‘Benny’ Carter)
08.08.1907 года [Нью-Йорк] - 13.07.2003 года [Лос-Анджелес]
Один из первых джазовых мультиинструменталистов. В основном играл на альт-саксофоне, но
использовал и другие инструменты — все виды саксофона, кларнет, трубу и тромбон. Иногда
выступал как вокалист. Считался лучшим концертмейстером группы саксофонов (наряду с
Джонни Ходжесом). Выдающийся аранжировщик, композитор и руководитель оркестров.
В детстве играл на фортепиано, к саксофону его "подтолкнула" пластинка Фрэнки Трамбауэра.
Изучал теологию в университете Уилберфорса (штат Огайо). В 1924 году играл на баритон-саксофоне
в оркестре Эрла Хайнза, затем на разных саксофонах в бэндах Хораса Хендерсона, Дюка
Эллингтона, Джеймса Пи Джонсона, Чика Уэбба. В 1929–31 — лидер группы саксофонов в оркестре
Флетчера Хендерсона. В 1932 собрал первый собственный состав (в него вошли Бен Уэбстер,
Чу Бэрри, Сид Катлетт, Тэдди Уилсон) и начал выступать в шоу английского контрабасиста и
композитора Спайка Хьюза. В 1934 играл на трубе в оркестре Уилли Брайанта, а на следующий год
уехал во Францию, чтобы стать музыкальным руководителем бэнда Уилли Льюиса. В 1936 почти
весь год писал аранжировки для английского оркестра Генри Холла, посетил Данию, выступив с
несколькими местными музыкантами. В 1937–38 руководил Международным оркестром в Голландии,
записывал пластинки в Париже с Джанго Рейнхардтом, Коулменом Хокинсом и только в мае 1938
года вернулся в США.
В 1940 году собрал новый оркестр, в который вошли молодые музыканты — Диззи Гиллеспи,
Макс Роуч, Вик Диккенсон, Джей Джей Джонсон, Тайри Гленн, Бенни Мортон, Док Читем и другие.
По мнению критиков, бэнд отличался высочайшей исполнительской культурой, но не добился
популярности у публики. Критики полагали, что Картер упустил возможности по созданию
собственного имиджа в Америке, проведя слишком много времени в Европе. Впоследствии он гораздо
больше был востребован как аранжировщик и композитор — в 1943 году получил заказы на музыку
к фильмам и поселился в Голливуде. В 50-е годы гастролировал с антрепризой Нормана Грэнца Jazz
At The Philharmonic, писал аранжировки для Эллы Фицджеральд, Пегги Ли, Мела Торме и оркестра
Каунта Бэйси (Kansas City Suite, 1960). В 1961 году некоторое время играл в бэнде Бэйси, а в 1968 в
оркестре Дюка Эллингтона. Время от времени собирал ансамбли, с которыми гастролировал в Европе,
Японии, на Ближнем Востоке или в Австралии.
Скончался Бенни Картер в воскресение 13.07.2003 в госпитале Лос-Анджелеса. Человек, чья
музыкальная карьера продолжалась семь десятилетий, едва не дожил до 96 лет. До последней
минуты Картер сохранял ясность рассудка.
Самые известные фильмы с музыкой Картера — "Снега Килиманджаро" (1952), "Пять пенни" (1959),
"История Джина Крупы" (1959). В качестве режиссера снял фильм "Щеголь и проповедник" (1971,
с Сиднеем Пуатье, Луи Армстронгом и Сэмми Дэвисом-младшим). В 70–80-е годы преподавал в
Принстонском университете (почетный доктор с 1984), опубликовал книгу "Жизнь в американской
музыке" (1982), получил несколько премий за аранжировки и композиции.
Источник