Jay Jay Johnson (Джей Джей Джонсон)
Родился 22.01.1924 г., в Индианаполисе, шт. Индиана, США
Умер (суицид) 4.02.2001 г., в Индианаполисе, шт. Индиана, США
Выдающийся тромбонист Джей Джей Джонсон был музыкантом удивительно многогранным. Он по-разному раскрывался, играя то с Кэем Уиндингом (Kai Winding), то с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), то со Стэном Гетцом (Stan Getz).
Джонсон родился в Индианаполисе 22 января 1924 года. Музыке он начал обучаться сравнительно поздно, в 11 лет, и только три года спустя переключился с фортепиано на тромбон. Уехав в начале 40-х в Нью-Йорк, он уже в 1942 г. достиг определенной известности с оркестром Бенни Картера, а с 1946 г. считался уже звездой и создателем нового стиля скоростной высокоэнергетичной игры на тромбоне. Он записывался и выступал с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Милтом Джексоном, Иллинойсом Джекетом, Сонни Роллинзом, а в 1949 г. принял участие в записи легендарного альбома Майлса Дэвиса "Birth of the Cool". Отойдя затем на некоторое время от музыки, он вернулся на сцену в 60-е, посвятив себя в основном сочинению и записи музыки для кино. После почти двух десятилетий в Голливуде Джонсон в 80-е вернулся в родной Индианаполис, где регулярно выступал. Под своим именем более или менее регулярно он стал вновь записываться только в 90-е годы. За несколько лет до своей смерти, когда музыканту было уже 74 года, он выпустил один из лучших своих альбомов, который был выдвинут на премию "Грэмми" сразу в трёх номинациях. Это диск 1998 года под названием "The Brass Orchestra". Помимо того, что Джей Джей Джонсон был непревзойдённым тромбонистом, он был ещё и талантливым композитором. Казалось, что его творческий потенциал просто неисчерпаем. Последний его альбом, "Heroes", вышел в 1999 г.
Составлено по материалам статей: www.radiorus.ru, www.jazz.ru
Фрагменты из интервью*, опубликованном в онлайн-версии журнала jazz.ru:
* Интевьюверы: Victor L. Schermer, Joshua Berrett and Louis G. Bourgois III (www.allaboutjazz.com), именуемые далее как ИВ
ИВ: Игру каких музыкантов вы считаете вехами в своей жизни?
J. J. Johnson: Без сомнения, тромбонист Фред Беккетт - первый тромбонист, которого я услышал... Он мало записывался, я никогда не слышал его живьем, никогда не встречался с ним... он стал алкоголиком в конце своей карьеры, и это его погубило...Тенор-саксофонист Лестер Янг...Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер...Мы были совершенно ошеломлены их виртуозным искусством.
ИВ: Вы когда-нибудь достаете старые, пыльные виниловые пластинки, слушаете джаз, с которым вы выросли?
J. J. Johnson: Нет. Для собственного удовольствия я предпочитаю слушать Стравинского, Бартока, Равеля, Хиндемита, очень люблю Пендерецкого. У меня очень хорошая коллекция произведений Пендерецкого - оркестровых, хоровых, камерных и т.п. Я - его поклонник. "Ноктюрны" Шопена прекрасны во всех отношениях. "Дафнис и Хлоя" Равеля меня поражают каждый раз, как я это слушаю (а это часто бывает). Потрясающая вещь - "Mathis der Mahler" Хиндемита, как и "Таинственный Мандарин" Бартока и его "Концерт для оркестра". Титанические шедевры - "Жизнь героя" Штраусса и его же "Тиль Уленшпигель".
ИВ: Вам когда-нибудь удавалось взять верхнее "фа" в живом исполнении? Насколько нам известно, это верхний предел строя тромбона.
J. J. Johnson: В середине 70-х я жил в Калифорнии с моей первой женой Вивьен. Я тогда слышал много разговоров об удивительных тромбонах "Ямаха". Я позвонил на фирму, и мне прислали два тромбона модели 691, хотя я всю жизнь играл на тромбонах "Кинг". "Ямаха" мне понравилась - я даже не мог объяснить, почему; просто понравилась. Так или иначе, у меня был концерт с контрабасистом Рэем Брауном и его трио в джаз-клубе в Лос-Анджелесе. Я играл на 691-м, и во время одного соло внутренний голос мне вдруг шепнул: "Джей-Джей, ДАВАЙ!", и я впервые в жизни сыграл жирное, толстое верхнее "фа" - на концерте, перед аудиторией. Я не мог поверить, что я это сделал, пока не проделал то же самое в следующей вещи. С тех пор внутренний голос мне время от времени говорил то же самое, только у меня больше не получалось, так что я стал отвечать внутреннему голосу: "закрой рот и займись своими делами!". Читайте подробнее на www.jazz.ru