Sonny Clark (Сонни Кларк)
21.07.1931, Хермини, шт. Пенсильвания — 13.01.1963, Нью-Йорк
Американский джазовый пианист. Представитель хард-бопа. Недооцененные при жизни, его работы стали гораздо более известными после его смерти. Eго стиль трудно классифицировать. Некоторые люди сравнили его с Бадом Пауэллом (Bud Powell), но у Сонни было более мягкое прикосновение, хотя его игра в правой руке очень напоминает мелодические постоения Бада Пауэлла.
"На самом деле, я родился не в Питтсбурге," - говорил Кларк в интервью Леонарду Фэзеру. "Я родился в маленьком шахтерском городке, где добывали уголь, распологавшемся в шестнадцати милях к юго-востоку от Питтсбурга, называется он Хермини, население около 800 человек. Я жил там до 12-и лет, затем жил в Питтсбурге" ... " Когда мне исполнилось двадцать лет, мой старший брат, который игал на фортепиано, взял меня с собой в Сан-Франциско - навестить тетушку." "Сначала я собирался остаться только на несколько месяцев. Я работал тогда с Уорделлом Грейем (Wardell Gray) и всеми остальными здешними музыкантами." Затем, вместе с басистом Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford) Кларк перебрался в Сан-Франциско. Через пару месяцев, он уже работал с кларнетистом Бадди Дефранко. ".... Я оставался с Бадди довольно долго, после того как мы вернулись на побережье." - говрит Сонни. "Мы сделали еще одну поездку с концертами на Средний Запад, и мы пошли в Гонолулу. В общей сложности я был с Бадди около двух с половиной лет. Затем, в январе 1956-го года я вступил в бэнд Говарда Рамси (Howard Rumsey) "Lighthouse All-Stars" в Хермоса Бич, Калифорния, и провел в нем целый год." "На западном побережье по-другому чувствуют, у них иной подход к джазу.", говорит Кларк. "Свингуют они по-своему. Но Стэн Леви (Stan Levey), Франк Росолино (Frank Rosolino) и Конте Кандоли (Conte Candoli) были очень большой помощью и поддержкой мне; конечно, все они работали еще и на востоке в течение длительного времени на начальном этапе их карьеры, но я думаю, что они имеют больше чувства и ритма, нежели музыканты западного побережья, восточные музыканты играют с таким огнем и страстью."
Желая вновь вернуться к восточному побережью, Кларк аккомпанировал певице Даяне Вашингтон (Dinah Washington) в феврале 1957-го года для того, чтобы переехать в Нью-Йорк. Перебравшись в Нью-Йорк, Кларк недолгое время выступал в Бёрдлэнде со Стеном Гетцем (Stan Getz) и иногда аккомпанировал Аните О'Дэй (Anita O'Day). В Нью-Йорке многие музыканты часто приглашали его в студии записи в качестве сайдмена. Он появлялся на пластинках одних из самых записываемых звезд хард-бопа: Кенни Баррелла (Kenny Burrell), Доналда Бёрда (Donald Byrd), Пола Чамберса (Paul Chambers), Джона Колтрейна (John Coltrane), Дэкстера Гордона (Dexter Gordon), Арта Фэрмера (Art Farmer), Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller), Гранта Грина (Grant Green), "Филли" Джо Джонса (Philly Joe Jones), Клиффорда Джордана (Clifford Jordan), Джеки Маклина (Jackie McLean), Хэнка Мобли (Hank Mobley), Арта Тэйлора (Art Taylor), Уилбора Уора (Wilbur Ware) и др. Сонни Кларк так же сделал несколько записей с такими джазовыми светилами как Чарльз Мингус (Charles Mingus), Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Билли Холидей (Billie Holiday), Стэнли Тюррентин (Stanley Turrentine) и Ли Морган (Lee Morgan).
Шедеврами сегодня считаются его альбомы, изданные на Blue Note, где он выступал уже в качестве лидера: Sonny Clark Trio (1957), записаный при участии Пола Чамберса и "Филли" Джо Джонса, Cool Struttin' (1958) и Sonny Clark Trio (1960), записанный вместе басистом Джорджем Дювивье (George Duvivier) и барабанщиком Максом Роучем (Max Roach). И хотя его собственные композиции в записях встречались достаточно редко, те не многие, которые были записаны имели огромный успех, особенно среди японских любителей джаза.
Сонни Кларк был наркоманом и страдал от алкогольной зависимости. Он умер от передозировки героином в Нью-Йорке 13 января 1963-го года. Близкий друг и коллега Сонни Кларка - Билл Эванс (Bill Evans) посвтяил ему композицию "NYC's No Lark" и исполнял ее на концертах, впервые она была записана на альбоме Эванса "Conversations with Myself" (1963), вышедший уже через месяц после смерти Кларка. Фортепино здесь у него звучало как то необычно, напоминая колокольный звон...
Составлено и переведено* с материалов статей:
*www.allmusic.com
*hardbop.tripod.com
*en.wikipedia.org
*www.allaboutjazz.com
*www.musicweb-international.com
slovari.yandex.ru