Бад Пауэлл (Bud Powell)
1924 - 1966
Один из ярчайших пианистов бибопа, Бад Пауэлл сильно изменил манеру, в которой играли,
наверное, все постсвинговые пианисты.
В то время, как правой рукой Пауэлл развертывал фразы в стиле Чарли Паркера, функция
левой руки сводилась к исполнению диссонирующих аккордов, которые он брал один-два
раза в такте с целью выделения ритмических акцентов. Это новшество было вызвано
несколькими причинами. Во-первых, боперы не нуждались в строгом гармоническом изложении
фортепианной партии, поскольку гармония невольно ограничивала их эксперименты на духовых
инструментах. Во-вторых, здесь сказывалось влияние Телониуса Монка, который, стремясь к
максимальной экономии выразительных средств, иногда вообще обходился без игры левой
рукой. В-третьих, концентрируя все внимание на правой руке, особенно в быстрых темпах,
Пауэлл просто не мог четко управлять левой. Наконец, в-четвертых, боперы напрочь отвергали
все шаблоны прошлого. Манера страйд для них ассоциировалась с Фэтсом Уоллером, который,
когда принципы бопа только складывались, был в зените славы и считался, что всегда претило
боперам, образцом преуспевающего и удачливого афроамериканца. В результате впервые в
истории джаза Пауэлл отказался поддерживать граунд-бит. К сожалению, почти всю свою
недолгую жизнь Баду Пауэллу приходилось бороться с серьезным психическим расстройством.
В начале сороковых годов он часто посещал джем-сейшны в клубе Минтона, где он быстро
перенял новшества мелодического языка у Charlie Parker и Dizzy Gillestie, гармонические разработки
Thelonious Monk и вскоре выработал свой собственный стиль. К 1945 году он был признанным
лидером среди пианистов бибопа. К сожалению, в середине сороковых проявились первые
признаки его психического расстройства, которые уже не оставляли его в течение дальнейшей
жизни. Много раз его заключали в клинику принудительного лечения, а пристрастие к наркотикам
и алкоголю серьезно усугубляли его болезнь. Вследствие недуга Bud Powell oграничил свои
выступления на публике, а позже, после провального выступления в Карнеги-Холл в 1965 году,
и вовсе перестал выступать.
На пике карьеры игра Bud Powell поражала современников блестящим остроумием, сумасшедшим
темпом и безупречной техникой, которая, к сожалению, позже, вследствие заболевания, значительно
ослабела, но Bud Powell, тем не менее, продолжал генерировать мелодические идеи. Он был одной из
главных фигур бибопа и повлиял, прямо и косвенно, практически на всех джазовых пианистов
пятидесятых годов. McCoy Tyner признавался: «...меня вдохновляла его игра. Он был очень
динамичен за инструментом, мне нравился его подход».
Bud Powell чаще других боперов обращался к минорным тональностям. Так, в альбоме «The Scene
Changes», записанном 29 декабря 1958 года в трио с Paul Chambers на басу и Art Taylor на барабанах,
из девяти записанных композиций (все принадлежат Bud Powell) лишь четыре - в мажоре.