Малгрю Миллер (Mulgrew Miller)
род. 13.08.1955
“Верный блюзу, он – интеллектуал бибопа с невозмутимым даром популизма. Это объясняет и громоподобные удары по клавиатуре в сверкающих пассажах, а также гладкость в игре и аранжировках" – Time Out, New York
Самое большое уважение и признание, которое может получить музыкант, это единодушное признание своих соплеменников. Опрос коллег-знатоков 1995 года Нью-Йорк Таймс, показал, что Малгрю Миллера считают джаз-пианистом, пользующимся наибольшим спросом. В том же самом опросе почтенный Хэнк Джоунс (Hank Jones) перечислял Малгрю как одного из его любимых пианистов. Обширная дискография Миллера показывает, что он, несомненно, наиболее востребованный пианист своего поколения, отмеченный на более 400 студийных записях как лидер и как сайдмен. В книге "Jazz Photographs of the Masters" ("Фотографии джаз-мастеров"), Боб Блументаль ( Вов Blumenthal) утверждает, что Миллер - "возможно самый выдающийся пианист своего поколения". Ещё более убедительное доказательство мастерства Малгрю, это постоянно растущий круг музыкантов-профессионалов, с которыми он работает и которые в свою очередь очень ценят сотрудничество с Миллером. Со всеми почестями, как эти, Малгрю Миллер продолжает быть внушительной фигурой в мире Джаза.
Благодаря многочисленным записям (с конца 70-х) и сотрудничеству с важнейшими джаз-бендами 80-х и 90-х годов, Малгрю Миллер оказал существенное влияние на джазовую сцену. Хотя Миллер считается ветеранами и "молодыми львами" джаза чрезвычайно искусным и высококвалифицированным, свингующим аккомпаниатором и изобретательным солистом уже много лет, Миллер неожиданно проявился как серьёзный и значительный композитор.
Он прошёл путь от аранжировок МакКоя Тайнера (McCoy Tyner) и Уинтона Келли(Wynton Kelly), до совершено самостоятельных, узнаваемых, лиричных и сокрушительно фантазийных композиций. В последние годы Малгрю появлялся всюду в Европе, Японии, Австралии, США и Канаде с его собственным трио, и его шикарнейшим квинтетом "Wingspan".
Развитый во время совместной работы с такими джазовыми легендами как Вуди Шо(Woody Shaw), Арт Блейки (Art Blakey), Бетти Картер(Betty Carter), Бенни Голсон(Benny Golson), Джонни Гриффин(Johnny Griffin) и Тони Уилльямс(Tony Williams), стиль Миллера, отмечен очень личным подходом к мелодии, гармонии, чувству ритма.
Малгрю родился в маленьком городке в дельте Миссиссипи, Гринвуд, и его музыка пронизана ароматами ритм&блюза и госпела, каунтри - тем, что окружало музыканта с самого детства.
В 6 лет он уже подбирал мелодии на пианино, в 8 пошёл учиться, а в 15 – играл с братом на гигах. Услышав однажды записи Оскара Петерсона , Миллер сфокусировал раз и навсегда всю страсть к музыке на джазе.
Его профессиональная карьера началась в 20 лет, он стал играть в Оркестре Дюка Эллингтона. Как сайдмен, Миллер играл с Артом Блейки в Jazz Messengers, в квинтете Вуди Шо и с группой Бетти Картер и являлся также одним из основателей квинтета Тони Уильямса.
Опыт, полученный с такими светилами, позволил Малгрю быстро утвердиться на нью-йоркской джазовой сцене.
В 1985 пианист выпустил первый релиз как лидер, в течение девяностых он развивал свою карьеру, создав собственные трио и квинтеты, записав внушительные альбомы для RCA/Novus лейбла.
В 1995 Миллер ездил с концертами по Европе и США, разделив сцену с пианистом Кенни Бароном (Kenny Barron), и он был замечен в различных звёздных коллективах как The New York Jazz Giants (Джазовые Гиганты Нью-Йорка), One Hundred Golden Fingers (100 золотых пальцев), а также на ежегодном выпуске альбома Джазовые Джем-сейшены в Филармонии Сегодня (Jam Session-Jazz at the Philharmonic Today).
“Миллер непринуждённо выжимает из рояля такие лавины эмоций, какие только возможно извлечь!” – пишут джазовые критики. «Конечно, как Peterson он может ударить по клавишам, как молоток, и играть с немыслимой скоростью, когда он хочет, но чаще всего он предпочитает сосредотачиваться на мелодии.»