Duke Ellington
Edward Kennedy ‘Duke’ Ellington
29.04.1899, Вашингтон—24.05.1974, Нью-Йорк
Пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра, величайший представитель свинга.
Получил домашнее образование, мать давала ему уроки фортепиано. Проявил склонность к живописи, работал плакатистом, но увлекся регтаймом и танцевальной музыкой. Первый оркестр Эллингтона состоял из его ближайших друзей — барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От них же из-за любви к красивой одежде получил прозвище ‘Duke’ (герцог). В 1923 году квартет Эллингтона The Washingtonians появился в Нью-Йорке и после нескольких не очень благополучных сезонов, включая работу в Kentucky Club, преобразовался в оркестр из десяти человек, которому удалось закрепиться в престижном Cotton Club. Из клуба программы оркестра регулярно транслировались по радио, и это принесло Эллингтону широкую известность. Первые композиции для оркестра были связаны либо со "стилем джунглей" (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), либо со "стилем настроений" (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). Разработка этих стилей могла осуществиться лишь потому, что Эллингтон блестяще использовал индивидуальные возможности своих музыкантов — трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона и впоследствии Кути Уильямса, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Благодаря вкладу этих исполнителей оркестр обрел некое специфическое звучание, а Эллингтона стали называть первым подлинно американским композитором. Успех принесли гастроли в Европе и Южной Америке (1933), в 1934 году бэнд совершил поездку по Соединенным Штатам. К концу 30-х годов в оркестре было 15 музыкантов (саксофонисты Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун). Репертуар в основном составляли композиции Эллингтона (самые известные — It Don’t Mean A Thing, In A Sentimental Mood, Prelude To A Kiss, Jeep’s Blues, I Let A Song Go Out Of My Heart, All Too Soon, Concerto For Cootie, Cotton Tail, Warm Valley, I’m Beginning To See The Light, Don’t Get Around Much Anymore). На славу оркестра "работали" и его музыканты. Тромбонист Хуан Тизол предложил такие темы, как Caravan и Perdido, а пианист, композитор и аранжировщик Билли Стрейхорн стал, как говорил Эллингтон, его "вторым я", написав массу прекрасных композиций, в том числе Take The ‘A’ Train.
Оркестр Эллингтона был одним из немногих коллективов, не распавшимся после появления бибопа и последующих современных джазовых стилей. В 50–60-е годы Эллингтон стремился создавать произведения крупной формы, создал ряд оркестровых сюит — Newport Jazz Festival Suite (1956), A Drum Is A Women (1956), Shakespearean Suite (1957), Toot Suite (1958), Controversial Suite (1958), Jump For Joy (1959), Nutcracker Suite (1960), Per Gynt Suite (1962), Timon Of Athens Suite (1964), The Far East Suite (1965), New Orleans Suite (1971), написал музыку к кинофильмам "Асфальтовые джунгли" (1950), "Анатомия убийства" (1959), "Парижский блюз" (1961), "Покушение на королеву" (1966) и три Концерта духовной музыки (1965, 1968, 1973).
Эллингтон был образцовым лидером биг-бэнда — авторитетным и деликатным, поэтому многие музыканты оставались с ним почти всю жизнь. Из "старой гвардии" это — Джонни Ходжес, Харри Карни, Барни Бигард, Джимми Хамильтон, Рассел Прокоуп, Пол Гонзалес, Хуан Тизол, Лоренс Браун, Кути Уильямс, Рэй Нэнс, Квентин Джексон. Некоторое время в оркестре играли такие солисты, как Бен Уэбстер, Кларк Тэрри, Кэт Андерсон, саксофонист Уилли Смит, барабанщики Луи Беллсон и Сэм Вудъярд. Во второй половине 60-х годов в оркестр пришли музыканты молодого и среднего поколений — саксофонисты Норрис Терни, Харольд Эшби, трубач Джонни Коулз, контрабасист Джо Бенджамин, барабанщик Руфус Джонс. Долгое время главным помощником Эллингтона был его сын — трубач Мерсер Эллингтон.
Об Эллингтоне написаны десятки книг, лучшие из которых — "Мир Дюка Эллингтона" Стэнли Дэнса, "Портрет Дюка Эллингтона" Дерека Джюэлла и автобиографический сборник Эллингтона "Музыка — моя госпожа". На русский язык переведена книга Джеймса Коллиера "Дюк Эллингтон" (1991).