Владимир Георгиевич Поляков (Volodia Poliakoff, 1887-1985) - певец, гитарист, исполнитель русских и цыганских песен и романсов. Родился в музыкальной цыганской семье, в Москве. Юность провёл на "Ходынке" (северо-западный р-он Москвы), Володя в начале работал здесь на конном ипподроме, пока его не взяли в хор, но любовь к конным скачкам осталась у него на всю жизнь. Карьеру певца начал в 1916 году, в возрасте 30-ти лет, в составе семейного ансамбля - известного цыганского хора под управлением его дяди - Дмитрия Алексеевича Полякова, работавшего в знаменитом московском ресторане "Яр" и пригласившего туда петь своего молодого племянника.
Вскоре после революции, в 1920-ом году, Владимир Поляков вместе со своими родственниками: родным братом Сергеем, тётей Анастасией (знаменитой до эмиграции в Москве цыганской певице Настей Поляковой) и дядьями Дмитрием и Егором (Егор Поляков в дореволюционной России тоже руководил Цыганским Хором, выступавшем в известном ресторане "Новая Деревня" под Петербургом, где так же работал известный семейный цыганский Хор Шишкиных) и с другими членами семьи, эмигрировал в Константинополь, где прожил около четырех лет. В феврале 1923-го семья Поляковых покинула Константинополь, и осенью того же года обосновалась в Париже, вновь организовав семейный ансамбль. В 20-е - начало 30-х годов, ансамбль Поляковых был широко популярен у русской эмиграции в Париже. В течение многих лет семейный цыганский "клан" Поляковых выступал в известных среди эмиграции парижских ресторанах, таких как "Тройка", "Шато Коказьён", "Русский дворец", "Эрмитаж", "Казанова", "Шехерезада", "Новый", "Монте-Кристо" и другие.
Прежде известная в России исполнительница русских и цыганских романсов Анастасия Полякова (Настя Полякова) - в эмиграции также продолжила карьеру певицы, выступая в дуэте с братом Володи Полякова Сергеем (Серж) аккомпанировавшим ей на гитаре (позже, находясь в эмиграции Серж Поляков стал известным и признанным художником-абстракционистом и полностью отошёл от музыкальных выступлений). С 1924-го года, находясь в Париже Владимир Поляков постепенно начал собственную сольную карьеру, иногда выступая вместе c Настей Поляковой. Исполнял популярные русские и цыганские романсы, народные "уличные" песни, одесскую классику и т.д. С середины 30-х, работал в одной программе с начинавшими приобретать известность у французской публики, молодыми цыганскими исполнителями Алёшей и Валей Димитриевичами. На их программных выступлениях бывали многие известные русские писатели и актеры - А.Толстой, М.Чехов, И.Бунин, А.Вертинский и другие.
В середине 30-х годов, Володя Поляков женился на цыганской певице Вале Димитриевич, сестре знаменитого исполнителя Алёши Димитриевича (ещё задолго до революции, отец Алёши и Вали, Иван Димитриевич - был вторым гитаристом в популярном цыганском Хоре Поляковых в московском ресторане "Яр"). От их брака родилась дочь Тереза, впоследствии так же ставшая певицей. В период Второй Мировой войны, многие представители цыганской эмиграции покинули оккупированную немецкими войсками Францию и в годы войны Владимир Поляков временно не выступал. После окончания войны, знаменитые в прошлом среди эмиграции цыганские исполнители вновь начали возвращаться в Париж и спустя 15 лет, в 1962-ом году Владимир Поляков вместе с Валей Димитриевич записали совместную виниловую пластинку, под названием "Les Dernieres Voix Tziganes" ("Голоса последних цыган"), спродюсированную известным французским писателем, журналистом, сценаристом, музыкантом и продюсером Джозефом Кессэлем (Joseph Kessel), большим поклонником русских и цыганских романсов, в прошлом также являвшемся выходцем из семьи эмигрантов из России. На этой пластинке Владимир Поляков сольно исполнил 7 композиций. В 60-70-ые годы, Володя Поляков (иногда вместе с Валей Димитриевич) много работали в парижских ресторанах "Царевич" и "Распутин". В 1979-ом году Владимир Поляков, уже находясь "на излёте" своей славной карьеры, но всё так же обладая замечательным проникновенным голосом, при помощи друзей-почитателей его таланта, пожелавших сохранить песенное наследие исполнителя, записал собственную сольную пластинку "Chants Tziganes et Russes". Аранжировки были сделаны болгарским певцом-композитором и музыкантом Константином Казанским, в 70-ые годы активно сотрудничавшим с Алёшей Димитриевичем и Владимиром Высоцким.
Колоритный, слегка вальяжный и "сановитый", высокий и статный (почти двух-метрового роста), Володя Поляков обладал мощным глубоким драматическим басом и имея знания о вокальных цыганских традициях вековой давности (второй половины 19-го столетия), вкладывал в каждое своё исполнение целую человеческую трагедию, трогавшую за души многих слушателей. Среди друзей и знакомых Володи Полякова были такие знаменитые исполнители, как А.Вертинский, Ю.Морфесси, Н.Плевицкая, П.Лещенко, Юл Бриннер, Иван (Жан) и Лидия Гулеско, З.Шишкина, И.Юрьева, А.Баянова, Т.Бикель, Марк де Лучек, В.Высоцкий, А.Хвостенко и многие-многие другие. Ему нравилось творчество Владимира Высоцкого, которое он понимал и воспринимал очень близко. Когда Владимир Высоцкий приезжал в Париж, он неизменно встречался со знаменитыми цыганскими артистами, Алешей Димитриевичем и Володей Поляковым, и неоднократно пел с ними русские и цыганские романсы. С известными эмигрантскими исполнителями Владимира Высоцкого познакомила французская кино-актриса Марина Влади. Семья выходцев из России - Поляковых является прямыми родственниками последней супруги Владимира Высоцкого - Марины Влади (настоящее фр.имя - Марина-Катрин Де Полякофф; по русски - Марина Владимировна Полякова, родственная связь по отцу-эмигранту из России - В.В.Полякову-Байдарову, певцу русской оперы в Париже, одному из большого семейного "клана" Поляковых).
Владимир Поляков успешно продолжал свою сольную карьеру вплоть до 1980-го года, когда певцу уже исполнилось 95 лет (!), и являлся признанным классиком русской эмигрантской песни, одним из последних исполнителей - носителей истинного русско-цыганского вокального пения и мастерства. Умер певец в 1985-ом году в Париже, а в 1983-ем умерла его супруга - певица Валентина Ивановна Димитриевич (1905-1983). По сведениям, оба похоронены на известном парижском кладбище "Сент-Женевьев-де-Буа", где покоятся останки многих величайших и лучших представителей российской эмиграции.
© "Северная Энциклопедия" 2007 (по архивным материалам и материалам интернета)