В центре этикетки есть ряд "шифров", разбираться в которых должен каждый собиратель дисков. Два перекрещивающихся кольца в сочетании со словом "стерео" означает стереофоническую запись, треугольником обозначается монозапись. Число "33" и "45" - номинальная частота вращения пластинок - число оборотов (округленно) в минуту.
Чуть ниже нанесен номер стороны пластинки - "1" и "2", а в много-пластиночных альбомах соответственно "3", "4" и т.д. Еще ниже - указана репертуарная группа пластинки, от которой зависит ее стоимость. Так, если на пластинке стоит: "Гр.3", это значит: третья репертуарная группа, к которой относятся записи оперетты, эстрадной и танцевальной музыки. (1-я группа - документальные, общественно-политические записи, 2-я группа - музыка симфоническая, оперная, камерная, литературно-драматические записи, музыка народов СССР и зарубежных стран, записи для детей и т.д.).
Рядом с обозначением репертуарной группы стоит цена пластинки без упаковки. В правой части этикетки указано обозначение Государственного стандарта, распространявшегося на грампластинки. Грампластинки выпущенные после 1988 года, отвечают требованиям стандарта ГОСТ 5289-88 и обладают повышенными параметрами по сравнению с пластинками прошлых лет.
Рядом с обозначением ГОСТ указан год выпуска, а также индекс, под которым пластинка зарегистрирована в каталоге фирмы "Мелодия". Индекс пластинка получает при своем рождении сразу после эталонной записи на медные диски, с которых в дальнейшем на заводе будут получены матрицы и отштампованы десятки и сотни тысяч пластинок. Этот индекс является шифром, по которому можно узнать многое о пластинке.
Шифр начинается с буквы "С" (стерео) или "М" (моно). В 1982 году "Мелодия" впервые выпустила пластинки, подготовленные с цифровых фонограмм, и на этикетках появилась буква "А".
На этикетках пластинок со стерео-записью, выпущенных до 1980 года, имеются буквенные обозначения "СМ". Такие пластинки записаны с ограничением вертикальной составляющей стереосигнала. Их можно проигрывать на стерео-аппаратуре (с незначительной потерей стереоэффекта) и на "старых" монофонических проигрывателях со звукоснимателями, которые обладают ограниченной вертикальной гибкостью и поэтому не способны следовать по канавке с глубинной стерео-записью. И сейчас, используя матрицы, изготовленные в те годы, грампластинки с популярными записями выпускаются с обозначением "СМ".
Первая цифра указывает жанр записи: 0 - гимны, документальные, общественно-политические записи; 1 - симфоническая, оперная, хоровая музыка; 2 - русская народная музыка; 3 - творчество народов СССР; 4 - поэзия, проза, драматургия; 5 - записи для детей; 6 - эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта; 7 - учебные записи (уроки, лекции, фонохрестоматии и др.); 8 - музыка народов зарубежных стран (фольклор); 9 - прочие записи (спецзаказы "Кругозор", "Колобок", измерительные записи и др.).
Вторая цифра обозначает формат грампластинок: 0 - 300 мм (гигант), 1 - 250 мм (гранд), 175 мм (миньон). Далее следует пятизначный порядковый номер записи. Номера сторон пластинок имеют еще три цифры. Этот дополнительный код позволяет обрабатывать на ЭВМ заказы торгующих организаций на диски. Так например, альбом Александра Малинина "Неприкаянный", выпущенный Апрелевским заводом в 1990 году имеет индекс С60 30343 006: запись стереофоническая, жанр - эстрада, формат пластинки - 300 мм, порядковый номер записи 30343 (на другой стороне - 30344), код для торгующих организаций - 006.
Номер каждой пластинки устанавливается по возрастающей, причем для моно и стерео-записей исчисление номеров различно.
На конец 1990 года выпущено более 25 тысяч монофонических и более 15 тысяч стереофонических (соответственно зарегистрировано в бюллетене-каталоге "Мелодия" - 50 и 30 тысяч номеров сторон пластинок).
По номеру сторон пластинки можно установить год, когда она была выпущена. Ниже приведены номера первых сторон пластинок, выпущенных в начале соответствующего года.
Отдельная нумерация стереопластинок началась с номера 101, до 1961 года стереопластинки нумеровались в одном ряду с монофоническими.
(из статьи Козюренко - Журнал "Наука и жизнь", 1991)